О корне мандрагоры упоминается во многих литературных произведениях, в том числе Вольфганг фон Гёте вкладывает в уста Мефистофеля такую фразу: «О мандрагорах вздор твердите и глупости о черном псе…», делая акцент на средневековые суеверия, когда люди приписывали этому растению не столько целебные, сколько сильные мистические свойства
Корень мандрагоры – подземный вегетативный орган растения, иногда сильно напоминающий человеческую фигуру. Тем не менее, он выполняет вполне стандартные функции: закрепление надземной части мандрагоры в почве и поглощение воды с растворенными в ней минеральными веществами, необходимыми для роста и формирования стебля и листьев этой многолетней травы из семейства Пасленовые. В настоящее время в природе растение можно встретить только в Гималаях, Средиземноморье и некоторых азиатских областях, причем, туркестанская мандрагора – реликт третичной флоры, охраняемый государством (Западный Копетдаг).
Всего различают около пяти разновидностей мандрагоры (стеблевая, весенняя, лекарственная, осенняя, туркменская), внешний вид которых достаточно полиморфен: они могут иметь мощный или короткий малозаметный стебель, крупные кудреватые листья чаще всего собраны в густую прикорневую розетку, а одиночные цветки с колокольчатым венчиком бывают фиолетового, зеленовато-белого или голубого оттенка. К концу лета из цветков образуется многосемянная завязь, преобразующаяся к осени в крупный плод – желтую или оранжевую ягоду. Форма толстого корня мандрагоры также отличается вариабельностью: веретеновидная, прямая или совсем уж причудливая, схожая по очертания с телом человека. Кстати, именно из-за последнего обстоятельства в древности мандрагору называли «трава-получеловек» - «planta semihominis» или «человекоподобное растение» - «antrwpomorjh».
«Человекообразность» корня мандрагоры вкупе с невероятной живучестью (в течение года после извлечения из земли сохраняет способность к росту) и богатством тропановыми алкалоидами, имеющими свойство мощного галлюциногена, послужили причиной того, что в Средневековье растение почитали как магическое и использовали в различных колдовских рецептах. При этом, чем более корень был похож на маленького человечка, тем выше он ценился и, следовательно, стоил намного дороже. Кроме того существовал обычай разделять мандрагоры на «особи» женские и мужские с соответствующими названиями: womandrake и mandrake. В старинных травниках они так и изображались, в виде маленьких фигурок мужчин и женщин с вырастающим из головы пучком листьев, а иногда – с агонизирующей собакой на цепи. Вот и в «Фаусте» В. Гёте совместно с мандрагорой упоминается черный пес. Дело в том, что собаку суеверные люди использовали в качестве жертвы темным силам при ритуале вырывания корня из земли. Целители поздним вечером склонялись перед заходящим солнцем и воздавали должное божествам ада (уж каким образом они это делали – неизвестно, кануло в лету вместе с «темными» временами), затем чертили магические круги вокруг стебля мандрагоры и привязывали к нему «лучшего друга человека». Затем «другу» бросали подальше кусок мяса так, что голодное животное тянулось за ним и вырывало столь желанный трофей, принимая на себя зловещие эманации и негативную энергетику. Это сейчас понятен факт безвредности данной процедуры для собаки, а еще то, что гуманизма в Средневековье в людях поменьше было.
Так или иначе, оставив в стороне судьбу пса, вернемся к легендарному корню, коий использовали как домашний талисман, одевая в человеческие одежды, выделяя почетное место за трапезой и купая еженедельно в вине. В принципе, корень мандрагоры исторически окружает такой ореол таинственности и такое количество мифов, что описать их все просто невозможно. Потому обратимся лучше к научным фактам и реалиям применения корня мандрагоры врачевателями различных времен и народов.
Химический состав
Ядовитый корень мандрагоры содержит атропиноподобные растительные алкалоиды скополамин и гиосциамин, встречающиеся и в других представителях семейства Пасленовые: белене, дурмане, красавке.
Применение мандрагоры в медицине
Мандрагора обладает болеутоляющим, успокаивающим, снотворным и холагенным действием. Разжижает слизь. По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.
Настойка мандрагоры: измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3—10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.
Масло: нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.
Измельченное свежее растение мандрагоры вместе с молоком и медом применяют в виде повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.
Настойка мандрагоры входит в состав лекарств против витилиго (заболевание из группы дисхромий кожи) и воздушной болезни (временного болезненного состояния человека в полете, вызванного длительным раздражением вестибулярного аппарата).
Признаки отравления мандрагорой
Признаками отравления являются: тошнота, рвотные спазмы, ослабление мышц (ощущение «ватности»), сонливость, галлюцинации. Есть вероятность впадения в коматозный сон.
Историческая справка
О мандрагоре упоминается во многих источниках — в древнеегипетских свитках, в работах греческих целителей. Мандрагора была хорошо известна и в Азии.
В египетском папирусе Эберса мандрагора описывается как средство, возбуждающее чувственность. Из плодов мандрагоры изготавливался особый «любовный напиток».
Ассирийцы использовали мандрагору как снотворное и обезболивающее средство.
Греческий врач Диоскорид отождествлял мандрагору с «цирцеей», или растением Цирцеи. О ней упоминается в «Одиссее»: «Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною,… людям опасно c корнем его вырывать из земли, но богам все возможно». Усыпляющими свойствами мандрагоры Диоскорид пользовался для хирургических операций в армии Нерона.
Гиппократ, известнейший врачеватель античности, тщательно изучил действия мандрагоры и пришел к выводу, что в малых дозах она является эффективным средством от страха, тоски и депрессии, а в более значительных оказывает седативное действие.
Римский врач Гален отмечал увеселительные качества мандрагорового вина. Его завозили в столицу империи в больших количествах.
Авиценна называл мандрагору «й-абрук» — идолом, созданным природой по внешнему подобию человека. Больному рекомендовалось давать 2 г сока (слезы) растения с вином перед операцией для того, чтобы он крепко спал и не чувствовал боли. Этими же «слезами» сводили веснушки и кровоподтеки. Корень мандрагоры в толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а смешанный с толокном — к больным суставам. Иногда им лечили слоновую болезнь, употребляли и как абортивное средство.
Мифы и легенды о мандрагоре
Ореол таинственности окутывает мандрагору с начала времен. О мандрагоровых яблоках (плодах) упоминается в Библии, как о средстве для обеспечения зачатия, которым воспользовались Лия и Рахиль. В Аравии существовало поверье, что мандрагора ночью светится, и потому ее называли «свечой дьявола» или «цветком ведьмы». В древнегреческой мифологии мандрагора использовалась для того, чтобы избавиться от приворотного заклятия. Ее носили с собой в качестве любовного амулета. B Египте это средство, усиливающее половое влечение; в Израиле как средство, способствующее зачатию; в Риме как возбуждающее травяное снадобье.
В Германии мандрагора применялась для изображения домашних богов альрунов. Ходило множество легенд, как особо сильным магам удавалось оживить корни, сделав из них настоящих гомункулусов (зомби), которыми можно управлять.
Практически по всей Европе считалось, что мандрагора вырастает из спермы повешенных, поэтому под виселицами можно было часто встретить колдунов и ведьм.
Применение мандрагоры в магических обрядах
Мандрагора обладает поразительными магическими свойствами, но воспользоваться ими могут только настоящие профессионалы, владеющие всеми знаниями по применению этого растения.
Чаще всего мандрагора используется как средство защиты от вредоносных чар, так как корень ее является аккумулятором астральной энергии, а потому считается одним из лучших растений-оберегов. Обереги эти настолько сильные, что работают даже без нанесения на них каких-либо магических знаков или символов.
Ношение при себе корня мандрагоры избавит от негативного влияния любых злых энергий, ведь благодаря ему создается очень мощный энергетический щит, способный защитить от сглаза, порчи, наговора и даже проклятья. Однако следует помнить, что для защиты животных мандрагора не подходит в силу своего внешнего вида, ее используют только для людей.
С давних времен считалось, что мандрагора покровительствует торговым сделкам, особенно подпольным, секретным и нелегальным, предохраняя от раскрытия. Ее применяют в качестве талисмана для операций, связанных с деньгами. В старину считалось, что мандрагора, положенная в сундук с монетами, удваивает их количество.
Иметь в доме мандрагору является хорошим знаком. Ее аура будет притягивать достаток, богатство и благополучие. В качестве личного талисмана корень мандрагоры способен одарить своего владельца власть, но при одном условии: обладатель не должен расставаться с талисманом ни днем, ни ночью.
Однако, наиболее востребована мандрагора в магии любовной, хотя область воздействия лежит больше на уровне физиологическом: она обладает фантастическими свойствами по разжиганию страсти и любовного желания. Для приворотных зелий используется либо корень, либо настойка из корней и листьев. Следует учитывать, что приворожить мужчину нужно «женским» корнем, а женщину — «мужским».
В черной магии мандрагора используется как средство для лишения человека рассудка или красоты.
В малых дозах мандрагора используется в качестве антидепрессанта, а в более значительных — оказывает седативное и снотворное действие. Утверждается, что мандрагора может сделать человека неуязвимым для холодного оружия.
Мандрагора способна помочь в поисках клада и в предсказании будущего.
Ритуалы с использованием мандрагоры
Для того, чтобы добыть корень мандрагоры, используется метод, описанный Теофастом (372 — 287 до н.э.).
Вырывать мандрагору можно только вечером. Прежде всего, целитель должен склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное божествам ада. После этого железной шпагой, никогда не бывшей в употреблении, необходимо начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, все время отворачивая лицо во избежании зловещих эманаций, которые проникают в тело, раздувая его (если не принять меры предосторожности и не смазать тело растительным маслом). Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения, а привязать к растению собаку и бросить ей кусок мяса, до которого она бы не смогла дотянуться. Потянувшись за мясом, собака вырвет корень из земли, приняв на себя всю негативную энергетику.
Как домашний талисман, мандрагора требует особого отношения. Фигурку человека, вырезанную из корня, следует одеть и хранить в потаенном месте дома, подальше от посторонних взоров. Во время еды фигурку садят на почетное место, давая «вкусить» сперва мандрагоре, а уж после себе. По субботам мандрагорного человечка требуется купать в вине, а в первый день нового лунного месяца обряжать в новую одежду.